Вверх

Формирование правильного отношения детей и родителей к школьным оценкам

 

«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и привыкает учиться не для личной радости, а для отметки.»   В.А. Сухомлинский. ней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется и

 

    • Оценка – сигнал.

 

Объясните ребёнку, что отметка похожа на сигнал светофора. «Пятёрки» и «четвёрки» – это зелёный свет. Он говорит, что всё в порядке и можно продолжать движение. «Тройка» (или, если ребёнок хорошо справляется с каким-то предметом, сюда можно включить и «четвёрку») – это жёлтый свет. Двигаться ещё можно, но стоит быть внимательным к ошибкам, помаркам в тетради, способам решения уравнений или формам прошедшего времени в иностранном языке. А «двойка» — это красный свет, который говорит: «Внимание! Остановись и разберись». Это не оценка личности или способностей. Это просто сигнал о том, что что-то в учебном процессе пошло не так.

 

    • Я так стараюсь!

 

Бывают ситуации, когда ребёнок старается подтянуть какой-то предмет, который раньше совсем не давался, но продолжает получать те же «тройки». Часто причина в том, что раньше учителя ставили «тройку с минусом» там, где по справедливости можно было поставить «двойку». А когда ребёнок начинает стараться, продолжают ставить «три», хотя количество знаний и усилий заметно меняется. Просто теперь они оценивают его знания всерьёз. Это хороший повод поговорить с дочерью или сыном о том, что оценки не всегда отражают реальное положение дел, и стоит ценить свои усилия и свой прогресс – независимо от того, что отметки пока не изменились.

 

  • Двойка – не катастрофа!

 

Важно, чтобы вы сами не паниковали и не расстраивались слишком сильно. Плохая оценка ещё не предрекает ни плохой карьеры, ни «испорченного» аттестата и не полученного высшего образования. Хотя все эти страшные картины, возможно, рождаются в воображении родителей, когда дочь или сын приносят в дневнике «неуд». Школьная система образования, к сожалению, построена по принципу формальных достижений. Но они закончатся буквально в тот же момент, когда за выпускником закроется дверь школы. Даже в институте большую роль уже будут играть способности и увлечённость темой. Поэтому, если с «двойками» и «тройками» и стоит что-то делать – то это спокойно поговорить о причинах их появления. Избегайте резкой критики ребёнка – это не поможет ему исправить оценки, но может напугать и разрушить ваш контакт. Детская психика устроена так, что до определенного возраста ребёнок не различает полутонов в эмоциональной сфере. В его понимании родители могут либо безоговорочно любить его, либо недолюбливать. Поэтому не стоит повышать голос, стыдить ребёнка или наказывать его. Мотивация хорошо учиться основывается на вдохновении и на желании, а не на страхе родительского наказания.

 

 

Если у ребенка в дневнике появляется двойка или тройка, спокойно задайте ему простые, но важные вопросы:

 

«Как ты к этому относишься?»

Возможно, ребёнок сам не рад своей оценке. Посочувствуйте и не ругайте. Он расстраивается, когда впервые получает двойку и тройку: ведь малыш с начала учебы знает, что от него ждут других результатов. Если он недоволен плохой оценкой, то будет стремиться исправить ситуацию.

 

          «Как ты мог помочь себе и не получить такую оценку?»

          Тут неважно, что ответит ребёнок и ответит ли вообще. Он в любом случае                       задумается, как не допустить   повторения ситуации в следующий раз.

 

«Как ты можешь изменить ситуацию?»

Спрашивая об этом, вы говорите ребёнку, что он может влиять на положение дел. Когда ребёнок в это верит,  у него выстраивается план действий: заниматься этим предметом дополнительно, прочитать книжки по теме, спросить у учителя, как исправить оценку. Последнее особенно важно: когда учитель видит, что ребёнку важен и нужен его предмет, то он относится к ученику с вниманием и помогает.

 

          «Тебе нужна моя помощь?»

 Ребёнок берет ответственность за учёбу на себя, учится ради себя. Но он должен           знать, что всегда за помощью          может обратиться к вам. И вы ее окажете.                   Не нужно брать на себя контроль за исполнением: устанавливать время для                     занятий, лишать ради них мультфильмов и прогулок и укорять ребенка, если                   он отклоняется от намеченного плана.

 

Наверняка на этом пути у школьника возникнут трудности, но, преодолевая их, он будет осознавать, что сам все решает. Возможно, он не получит высокую оценку, но зато натренируется распоряжаться своим временем, ставить цели и идти к ним. Школа закончится, оценки утратят свою актуальность, а навык ставить цели и добиваться их останется.

Вероятна противоположная ситуация: ребёнок не захочет ничего менять и скажет, что этот предмет ему не нужен. Пусть он ответит еще на один вопрос.

      «Кем ты хочешь стать?»

Не все то, что изучают в школе, пригодится во взрослой жизни, тем более в объемах программы. Но все предметы нужны и важны. Скажем, у ребёнка двойка по математике, а на ваш вопрос он отвечает, что хочет стать инженером или лётчиком. Ваша задача — пояснить ему, что без знания математики — это невозможно. Поищите информацию о разных ученых и инженерах, расскажите ребёнку их биографию, помогите ему понять, почему математика для него важна.

Нет таких специальностей, где надо разбираться только в одной дисциплине, а остальные неважны. Если у вас своя клиника, мало быть врачом. Вы должны быть немного юристом, немного экономистом, владеть основами управления и различными бизнес-навыками. Только в комплексе все это поможет достичь успеха. Договоритесь с ребенком: «Ты усиленно занимаешься по любимым предметам, а вот по тем выполняешь необходимый минимум».

Задавая эти вопросы, вы учите ребёнка ответственности за его успехи в учёбе. Чтобы ситуация с оценками менялась, нужно, чтобы он осознал эту ответственность.